Каждый ребенок в раннем детстве проходит стадии развития речевого аппарата. Для каждой стадии свойственны свои достижения и успехи во владении речью. Иногда развитие речи не совпадает с нормой, которая свойственна тому или иному возрасту. В этой статье мы разберемся в том, что же делать, если ребенок не хочет говорить.
Когда ребенку нужна помощь при развитии речи: три основных признака
Как же понять, что уже пора обратиться за консультацией к логопеду? В первую очередь, следует обратить внимание на следующие признаки:
1. Не говорит слова в год. Если в период с года и до полутора лет вы не слышите от ребенка слов, а лишь лепет, свойственный младенцам, следует посетить логопеда. Ребенок в таком возрасте уже может использовать слова, чтобы выразить свои желания, вместо криков и жестов.
2. Не может составить фразу в два года. Если малыш трудно запоминает новые слова и не может составить простую фразу, это повод забеспокоиться.
3. Не составляет предложения в три года. Уже до трех лет ребенок должен уметь составлять предложение и фразы, запоминать короткие стишки или песенки. В норме развития речевого аппарата в три года речь малыша становится более чистой и понятной, ребенок выговаривает даже сложные звуки.
Почему малыш не говорит
Если ребенок совсем не говорить в раннем возрасте, это может быть связано с несколькими причинами:
• Отсутствие потребности. Если вы понимаете ребенка с помощью жестов, но у малыша нет необходимости использовать слова для удовлетворения своих потребностей.
• Стресс. Если в семье в раннем возрасте ребенка происходят серьезные перемены, стресс может сильно сказаться на развитии речевого аппарата.
• Дефицит общения. Нехватка коммуникации негативно сказывается на развитии речи у малыша.
• Задержка в развитии. Если такая причина и есть, но с определить ее с точностью и исправить ситуацию поможет только квалифицированный специалист.
Как способствовать развитию речи
Если ребенок упорно продолжает молчать и не хочет идти на вербальный контакт, следует применить следующие методы:
• Активные домашние занятия — разговор во время игры помогает развить речевой аппарат, как и совместное пение, считалки, чтение сказок и стихов.
• Развитие моторики — даже обычные пальчиковые игры или творческие занятия помогают активизировать участки мозга, которые связаны с речевой деятельностью.
• Визит к логопеду и психологу — поможет исключить вероятность задержки в развитии.
• Взрослый разговор — нельзя коверкать слова и переходить на детский язык при разговоре с малышом. Любое искажение слов негативно сказывается на развитии речи.
Также развитию речи у малышей очень способствует коммуникация с другими детьми. Такое общение стимулирует ребенка научиться новым словам, чтобы его смогли понимать не только родители, но и друзья.