Среди наук, изучающих человека, психология ближе остальных подошла к его проблемам. Образно ее можно назвать бесконтактной медициной живого слова. Когда не получается устроить внутренний мир в развалинах внешнего, она приходит на помощь. Разрыв отношений с самим собой человек пытается преодолеть с помощью искусства и психологии. Но, если это не удается, на помощь приходит синтез науки и творчества.
Новое направление практической психологии
Во второй половине прошлого века появилось направление, соединившее в себе знания о человеке и особенностях воздействия искусства на психику. Интермодальная терапия методами художественной экспрессии оформилась в самостоятельную область современной психологии.
Споры о роли культуры в жизни человека и общества велись не одно столетие. Философы, богословы, литературоведы дискутировали об источнике и его предназначении. До сих пор не сложился единый взгляд на проблему. Считается, что у искусства три взаимоисключающих варианта манифестации:
1. Искусство предназначено народу, представляет своеобразный жизненный и нравственный свод правил.
2. Культура является универсальным ключом личности, позволяющим ей осознавать свою неповторимость в мире.
3. Искусство самодостаточно и обособленно, оно — своеобразный код времени и истории.
Интермодальная терапия рассматривает и использует художественные произведения как прикладной дидактический и вспомогательный материал. Произведения мастеров предстают как своеобразные накопители чувств и эмоций, пережитые другими людьми. Они помогают корректировать межличностные отношения и нивелируют негативный опыт. Творчество и психологические расстройства роднит исходное свойство — уход от реальности. И там, за ее рамками, они могут встречаться. Работа с образами помогает модулировать воспоминания, замещая на эмоционально сглаженный или нейтральный фон болезненный опыт.
Перезагрузка модальностей
Арт-терапия включает несколько разновидностей дидактического материала, в основе которого такие виды искусства: музыка, живопись, танцы, фотография и декоративно-прикладное ремесло.
Большую часть психологических проблем создают не пройденные, спрятанные в глубины памяти фобии. Рефлекторный страх, закрепившийся на подсознательном уровне, истощает нервную систему. В таких ситуациях достаточно одной триггерной точки, чтобы жизненное пространство сузилось до психоза. В крайнем состоянии человек не способен преодолеть кризис самостоятельно. Терапия предлагает пройти вспомогательный путь, который структурно напоминает переустановку ОС.
На первой ознакомительной встрече психотерапевт расспрашивает о происходящем. Анализируя в беседе манеру выражаться, подбор слов, диагностирует обширность и глубину кризиса. Уровень его влияния на психические процессы отражается на двигательных реакциях: общая заторможенность, низкая способность к концентрации внимания, синдром хронической усталости. Терапевт определяет главный репрезентативный канал восприятия пациента — аудио (звуковой), видео (зрительный) или кинестетический (повышенная сенсорная чувствительность кожи). Это помогает определить, благодаря каким переживаниям и эмоциям воспринимаемая информация перерабатывается и хранится. Каналы — драйвера внутреннего мира.
Человек может слушать музыку, понимать оттенки и сюжеты классических картин, анализировать прочитанную статью, но, если его предпочтительный канал — аудиальный, вся информация пойдет через музыку и слух. Используя эти семантические ключи, мастер подбирает художественный материал к проблеме пациента. Тщательно исследуется область искусства и лечебные экспрессивные образы, под влиянием которых будет базироваться терапия. Для визуальных пациентов это живопись и фотография. Аудиалам подходит музыка и танцы.
Искусство безболезненно и тонко раскрывает перегоревшие от стрессов точки входа. С помощью психотерапевта чужая эмоция, запечатленная в художественном образе, аннулирует триггерную зону. Этот процесс кропотливый и нелегкий. Постепенно болевые треки затираются новыми впечатлениями и эмоциями. Триггер перестаёт реагировать на болевой раздражитель или образ. На чистое поле сознаний психотерапевт «заливает» переработанные фрагменты прошлого, беседуя в новой тональности на старые темы. Отформатированный участок памяти исцеляется впечатлениями из подобранных произведений.
Точки сборки интермодальной терапии
Метод интермодальной психологии состоялся благодаря фундаментальной теоретической базе. Основоположники и последователи терапии развили направление, опубликовав труды и исследования, разрабатывая тренинги и проводя мастер-классы. Среди самых известных ученых-психологов, родоначальник метода, психотерапевт из Швейцарии. Научные труды и исследования Паола Книлла заложили теоретическую основу научной стратегии лечения с помощью искусства.
Значительный вклад в формирование профессионального подхода в создании новых методик лечения и их описания принадлежит американским ученым: Шону Маккнифу и Стефану Левину. Благодаря активной деятельности и многолетнему изучению темы, был создан институт человеко-концентрированной терапии. Автор новых методик, психолог-практик, возглавивший это учебное заведение, Натали Роджерс.
Реальность взаймы
Искусство занимает в мире человека, даже не отягощенного талантами, значительное место. И если вытянуть эту праздничную скатерть, не нарушив сервировки стола, то может оказаться, что на нём ничего больше нет.
Художественная терапия поможет вернуться и восстановить краски, запуская процесс из контрольной точки нового восприятия. Уход от депрессии в безоблачное — подарок культурных сублимаций людей, умеющих из слез и ностальгии создавать шедевры. Ведь стихи не пишутся, когда человек счастлив. И самые глубокие впечатления остаются почему-то после боли.